Главная » 2014 » Май » 2 » Кровь заменит человеческая кожа
05:52
Кровь заменит человеческая кожа

Потребность в донорской крови может отпасть благодаря новому открытию канадских ученых. Как оказалось, клетки крови вполне реально синтезировать из клеток кожи, которые легко поддаются трансформации. По мнению специалистов, подобное открытие способно спасти жизнь многим пациентам, которые ежедневно нуждаются в переливании крови.

Клинические испытания технологии могут начаться в 2012 году, а пока же канадские ученые заявляют о том, что все эксперименты по синтезу клеток кожи в кровяные тельца прошли успешно, а значит, в будущем тысячи пациентов смогут обходиться без донорской крови.

Прорыв в клеточной терапии совершили Микки Бхатия и его коллеги из НИИ онкологии и стволовых клеток университета Макмастера.

В отличие от предшественников, ученые сумели создать клетки крови из кожи без промежуточной стадии индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (iPS-cells). Это новый взгляд на управление специализацией и это, по мнению авторов работы, прекрасная возможность избежать целого списка осложнений, связанных с использованием плюрипотентных клеток (они, как пишет membrana.ru, способны вызывать опухоли).

Внедрение гена OCT4, кодирующего определенный фактор транскрипции, а также добавление цитокинов позволило перепрограммировать фибробласты кожи так, что те породили линии гранулоцитов, моноцитов, мегакариоцитов и эритроидных клеток, - сообщают авторы опыта в своей статье в Nature.

Другими словами, Бхатия и его команда изменили генетическую составляющую клеток кожи, превратив их, таким образом, в кровь.

Вполне возможно, через несколько лет при хирургической операции, лечении рака или различных заболеваний крови вроде анемии пациенты смогут получить кровь из клеток собственной кожи.

«Мы знаем, как это работает, и я считаю, мы можем даже улучшить процесс, - заявил Бхатия. - Теперь мы перейдем к созданию других типов человеческих клеток из кожи, так как у нас есть обнадеживающие данные».

Отметим, что эритроциты из стволовых клеток были получены пару лет назад, генерировать iPS из клеток кожи люди научились в 2007 году. В 2009-м было показано, что в стволовые можно обращать фактически любые клетки, но в 2010 году выяснилось, что с перепрограммированными клетками не все в порядке.

В частности, эритроциты, созданные из iPS, не могут синтезировать взрослую форму гемоглобина, - уточняет Nature. Вместо него, они производят фетальный, доминирующий у новорожденного, но в норме составляющий менее 1% от гемоглобина взрослого человека.

Биологи из университета Макмастера не только показали, что фибробласты кожи можно превращать во все основные клетки крови, но что последние исправно выполняют свои функции, в том числе - эритроциты синтезируют взрослый гемоглобин. Важно, что преобразование это было продемонстрировано как для клеток кожи, взятых у молодых, так и пожилых людей, - гласит пресс-релиз университета.

Как бы там ни было, но пока разработка канадцев находится в фазе испытаний, нельзя забывать о донорской крови, в которой так нуждаются люди.

По словам врачей, регулярная сдача крови, если донор здоров, не только не вредна для организма, но и дает полезный эффект. Сдача крови способствует ее обновлению в организме и стимуляции кроветворения человека. К тому же это отличная тренировка для организма. Человек, который сдает кровь, при чрезвычайной ситуации потерю крови перенесет гораздо лучше, чем тот, кто никогда донором не был.

Так что не бойтесь стать донором - это полезная процедура, которая может спасти несколько жизней.

Просмотров: 210 | Добавил: zodabtotu1970 | Рейтинг: 0.0/0